Великий пост — весна души. Как провести с пользой время поста?
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие всечестные отцы, братья и сестры!
Мы стоим на пороге Великого поста, духовной весны, времени, когда мы с вами будем готовиться к празднику Светлого Христова Воскресения, того события, без которого мы не можем жить как христиане, не может жить наша Церковь, не может жить наша душа. И вообще нет никакого смысла в существовании человечества без Воскресения Христова.
Заботливо, осторожно, постепенно Церковь нас готовила к Великому посту так называемыми подготовительными неделями. Вспомним с вами Неделю о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. Сами эти названия — заглавия фрагментов Евангельских.
Вначале повествуется притча о мытаре, который показал великое смирение, который укорял себя и бил себя в грудь, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И показан другой человек, фарисей, который перечислял свои заслуги, перечислял свои труды и хотел, чтобы Господь его за это похвалил, оправдал. Но более оправданным ушел из храма мытарь.
Блудный сын, который возвра-щается в дом отчий. Испытав все трудности жизни, оставленности, нищеты, голода, холода, одиночества, он вспомнил о родном доме. Он преодолел себя, свою гордыню, которой некогда обладал, когда он, желая уйти из дома, взял с собой часть имения, думая, что ему хватит надолго, может быть, на всю жизнь. Но так случилось, что он быстро все потратил. Господь — Отец — его принял, и просто обнял его, дал лучшие одежды, перстень, лучшую обувь, устроил пир. Те, кто были верны Отцу, очень сокрушались, но, как добрый Пастырь, всякую потерянную овцу Господь принимает и радуется ей более тех, которые рядом с Ним, потому что они уже пребывают в Его Любви.
Картина Страшного суда. Нам Сам Господь говорит, как это будет происходить: мы будем отвечать Господу, как мы прожили свою жизнь. Добрые дела творили или нет, помогали ли нуждающимся, принимали ли странников, посещали ли больных, в темницах, давали ли пить, еду давали просящим? Кто-то это делает по зову души и не ставит при этом никаких себе галочек, просто от чистого сердца. Он делает не себе и даже не тому человеку, которому он благодетельствует. Он Самому Христу в этом случае делает. А те, кто делает ради тщеславия, чтобы их поблагодарили, похвалили, в ножки поклонились, стано-вятся по левую сторону от Спаси-теля, идут в погибель и огонь вечный, потому что они уже здесь на земле получили свою награду и им здесь сказали: спаси Боже, какой вы добрый человек.
Сегодня мы с вами вспо-минаем изгнание Адама из Рая. Замечательное песнопение «Седе Адам прямо Рая», автором его является преподобный Роман Сладкопевец, живший в V веке, — найдите, откройте этот текст: сам преподобный Роман как потомок Адама, осознавая, что он тоже в цепочке тех, кто потерял то первозданное состояние, как наши прародители, как бы встал на место Адама и представил себе, как Адам плакал и стонал, и скорбел, и скучал по Раю. Он даже просил листву деревьев этого сада райского, чтобы они пробудили Создателя мира — Бога, чтобы он обратил внимание: там Адам за дверью Рая, который стережет архангел, — чтобы Он услышал его плач. Листву просил, чтобы та пошумела, чтобы Господь услышал! Какое великое желание человека вернуться к Богу! И это стало возможным и осуществимым, потому что Сам Бог пришел на землю и принес себя в жертву. Псалмопевец Давид так взывает: Господи, за что Ты меня как человека увидел, посетил, за что Ты любишь меня? Потому что так Господь возлюбил человека, род человеческий, что отдал Сына Своего возлюбленного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Мы с вами тоже как потомки Адама должны вернуться к нашему Богу.
Время поста — это радостное время для верующих людей, потому что мы можем сказать: ну наконец-то, настает то благоприятное время, когда я не просто должен, не просто обязан, а мне в радость помолиться, мне в радость почитать слово Божие, мне в радость прийти в храм на богослужение. Мне в радость разобраться в себе: что не так в моей жизни происходит, — потому что мне все время некогда этим заниматься, я все время отклады-ваю на завтра, на послезавтра.
Как, знаете, говорят: с понедельника начну… Проходят понедельники за понедельниками — и ничего не происходит. Так вот, завтра — понедельник, первый день поста. И для верующего сердца это драгоценное время начала спасения, начала исправления жизни, начала возвращения к Богу. И на протяже-нии всего поста нас Господь будет не бросать, не оставлять — утешать, вразумлять, направлять нас на путь истинный.
В дни чтения Покаянного канона преподобного Андрея Критского и в остальные дни Великой Четыре-десятницы многие признают: какая красивая, трогательная, глубокая по содержанию великопостная служба, какие замечательные трогательные песнопения. Дай Бог, чтобы это все не прошло мимо нашей жизни, которая должна быть, особенно в это время, сугубо во Христе. Поэтому дай Господь нам сегодня примириться друг с другом, чтобы мы потом у Бога просили прощения, вразумления, силы, крепости, чтобы наш пост был легким, быстрым, прошел душе-спасительно.
Вот, чего мы должны сегодня в это время, в эти минуты просить у Бога. И, чтобы нас не отягощал груз чей-то обиды, непрощения кого-то, давайте вспомним всех, всем простим, примиримся с нашими близкими… Наша жизнь должна уже с завтрашнего дня в корне измениться. И заметьте, мы должны так провести время Великого поста, чтобы это было приобретением опыта, который станет стержнем нашей оставшейся земной жизни, в которой будет лишь только Христос и Его великая не сравнимая ни с чем бессмертная Любовь и милосердие.
Из проповеди
Преосвященнейшего епископа
Сочинского и Туапсинского Германа
в Неделю Сыропустную