в субботу Светлой седмицы ключарь Кафедрального собора иерей Никита Ефимов возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе Службы и молебны

Светлая седмица

11 мая 2024 года, в субботу Светлой седмицы ключарь Кафедрального собора иерей Никита Ефимов возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе святого равноапостольного князя Владимира г. Сочи.

Ему сослужило духовенство собора: иерей Димитрий Белоусов, иерей Николай Галабурдин, протодиакон Андрей Филиппов, диакон Даниил Назаров.

После Литургии иерей Никита обратился к присутствующим с пастырским словом:

«Мы с вами сегодня получаем хлеб-артос. Этот хлеб берет свое начало еще с апостольских времен. Когда апостолы, уже зная о Воскресении Христа, видя Его, но при этом не всегда имея Его рядом, Господь являлся им периодически в особо важные моменты, они всегда оставляли Ему за трапезой один из кусочков хлеба, который они преломляли. С этого воспоминания, что Христос рядом с ними, и берет свое начало традиция освящения артоса.

Получение кусочка артоса – это упоминание того, что Христос невидимым образом присутствует в наших жилищах. После наступления Светлой Пасхи мы сохраняем Благодать Святого Воскресения не только в нашем уме, в нашем сердце, но и за дверями храма, в своих жилищах, в тех местах, где мы постоянно пребываем. Чтобы Христос посещал нас изо дня в день, а не только в праздник Светлой Пасхи.

Мы с вами знаем, что Господь старается всеми возможными способами держать нас в этой светлой памяти того, что Он рядом. И особое место среди святынь занимает артос. Потому что, потребляя его, мы верим, что Господь, который победил смерть, силою Своего Отца Сам Себя воскресил.

Так вот эта сила Господня, сила Святого Воскресения через артос нам позволяет преодолевать болезни телесные и духовные с этой памятью и с этой верой, что Христос символически пребывает в нашем доме.

Мы совершаем дома молитвы, стараемся быть гостеприимными, стараемся жить в мире со своими близкими и своими родными. К сожалению, мы не так часто можем простить, не так часто можем примириться, даже если мы внешне молчим о своей обиде, когда вскипает первая реакция всплеска эмоций, но Господь даст силы преодолеть и это.»

После целования креста прихожане получили кусочки артоса.

Справочная информация: В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит молитву, артос раздробляется и раздается верующим как святыня.

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) – это большой хлеб (просфора), на котором изображено Воскресение Господне или Крест. Этот хлеб освящается в день Пасхи, полагается на аналое и хранится всю Светлую седмицу.

Артос освящается молитвой, также совершается окропление водой и каждение на Литургии в пасхальную ночь. Хлеб полагают на солее напротив открытых царских врат на столе.

На протяжение всей Светлой седмицы после Литургии совершается крестный ход вокруг храма с артосом.

История артоса восходит еще к временам апостолов. Когда Господь неоднократно являлся им по Своем Воскресении, в том числе вкушая с ними пищу.

Уже после Вознесения Господа апостолы, собираясь вместе на молитву, совершали Евхаристию, установленную Господом на Тайной Вечере. Они имели обычай оставлять по центру незанятое место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствовавшего среди них.

Именно этот хлеб и представляет собой прообраз ныне употребляемого в Церкви артоса, он же является для нас знаком, что Христос – это Хлеб Жизни для нас.

Как хранить и принимать артос?

Частицы артоса верующие хранят благоговейно как духовное врачество от немощей и болезней.

Артос можно употреблять не только натощак, но и в особые случаи, например, во время болезни.

Употреблять артос необходимо всегда со словами: «Христос Воскресе!»

Чтобы артос не испортился, его необходимо поделить на небольшие кусочки и высушить. Хранить его следует также как просфору с должным благоговением.

Если артос покрылся плесенью, то его нельзя просто так выкинуть в мусорное ведро. Его следует утилизировать в открытый водоем с проточной водой. Если такое произошло, то важно потом поисповедоваться в небрежном отношении к артосу.

Однако следует помнить, что никакая святыня, в том числе и артос, не может сравниться по силе спасающей Благодати со Святым Телом и Пречистою Кровию Христовой.